Гребные винты
-Увеличение (уменьшение) шага винта на один дюйм (25,4 мм) уменьшает (увеличивает) обороты двигателя примерно на 250 оборотов в минуту.
-Увеличение (уменьшение) диаметра винта на один дюйм (25,4 мм) уменьшает (увеличивает) обороты двигателя примерно на 750 оборотов в минуту.
-Дополнительная лопасть при одинаковом диаметре и шаге винта уменьшает обороты двигателя примерно на 150 оборотов в минуту.
-Применение винта из нержавейки вместо алюминиевого с таким же диаметром и шагом, увеличивает обороты двигателя примерно на 200-250 оборотов в минуту.
Рекомендации по подбору гребных винтов
Гребные винты отличаются друг от друга несколькими основными параметрами даже в пределах ряда рекомендуемого
для конкретного мотора.
Представленные в нашем каталоге винты оптимально соответствуют мощностям и передаточным числам редукторов
двигателей большинства популярных марок. Покупателю остается только оценить, насколько «тяжело» будет мотору
работать с данным винтом на конкретной лодке при типичной загрузке. «Тяжесть» такого винта характеризуется в
первую очередь шагом, при котором возможно отобрать от двигателя всю его паспортную мощность и преобразовать
ее в наивысшую скорость движения судна.
Шаг винта
Этот геометрический параметр есть расстояние, которое пройдет винт за один оборот в условной абсолютно твердой
среде, то есть без проскальзывания. Шаг измеряется в миллиметрах, или, в практике использования зарубежной техники
– в дюймах, и зависит от угла установки лопастей относительно оси вращения винта.
Число лопастей
Это вполне очевидный параметр. Наиболее распространены трехлопастные винты – они обеспечивают хорошее соотношение разгонных, прочностных и вибрационных характеристик винта. Тем не менее, в последние годы на подвесных
моторах все чаще применяются четырехлопастные винты с более узкими лопастями. Они обеспечивают повышенный
упор на средних оборотах и поэтому облегчают переход судна в глиссирующий режим, а на «полном газу», как правило,
ничем не проигрывают трехлопастным.
Подбор шага
Точный подбор шага винта под условия применения конкретной лодки можно сделать только инструментально – на
ходу судна с использованием приборов для измерения скорости и оборотов двигателя.
Для упрощённого ориентировочного расчёта требуемого шага необходимо знать некоторые исходные данные: номинальные обороты двигателя (обычно 5500-6000 об/мин), передаточное отношение его редуктора (число, меньшее единицы,
обычно выражается дробью вида 1:2.8), а также приблизительное значение скорости, которую требуется достичь. С
последним параметром возможны сложности – скорость не может быть любой. Задаваться следует реально достижимым значением, которое можно узнать, собрав статистику по судам с похожей геометрией корпуса, загрузкой и мощностью двигателя. Эти данные в достатке содержатся в различных тестовых публикациях и на соответствующих форумах.
Для расчёта используется формула: H=729•v/(n•k), где
H – искомый шаг в дюймах; v – статистически достижимая скорость, км/ч;
n – номинальное число оборотов двигателя, об./мин; k – передаточное отношение редуктора.
Полученный шаг будет приблизительно соответствовать «скоростному» винту, подходящему для обеспечения движения
судна с небольшой загрузкой.
Например, по результатам тестов разборная надувная лодка под 15-сильным мотором «Mercury» и одним человеком на
борту способна достичь скорости около 40 км/ч, при этом обороты мотора должны составлять 5500 об/мин при передаточном отношении редуктора 1:1.85 (k = 0.54). Подставив данные в формулу, получим H = 9.8 дюйма, т.е. ближайший
винт имеет шаг 10 дюймов. В случае если используется полированный винт из нержавеющей стали, его можно взять
шагом на ступень выше, т.е. 11 дюймов. При испытаниях необходимо удостовериться, что при работе с выбранным
винтом и имеемой загрузке судна мотор работает в допустимом диапазоне оборотов – не выше 5500-6000 об/мин, и не
ниже 5000 об/мин. Это укажет на то, что мотор выдает полную мощность без ущерба для своего ресурса. При подборе
винта с достаточной точностью можно прогнозировать, что изменение шага на один дюйм даст 200-250 об/мин в «плюс»
либо «минус». На практике целесообразно приобретать первый винт с заведомо меньшим шагом. В рассматриваемом
примере это алюминиевый винт с шагом 9 дюймов. Такой винт всегда может быть использован в качестве грузового
или просто резервного винта. Следующий приобретаемый винт, более «тяжелый» и скоростной, наверняка попадет
в требуемый «стандартный» размер.
-
Винт Yamaha 25-30 л.с. диам. 9 7/8 шаг 8 алюм.14 640 руб.
-
Винт Yamaha для 40-60 л.с. диам. 12 1/4 шаг 815 900 руб.
-
Винт Yamaha 60-115 л.с. (стандарт) диам.14 шаг 1122 360 руб.
-
Винт Yamaha 150-200л диам.14 5/8 шаг 1627 080 руб.
-
Трех лопастной пластиковый винт. Диаметр 7 1/4 шаг 62 760 руб.
-
классический трехлопастной алюминиевый винт с резиновой втулкой-амортизатором. Отличается простотой конструкции и многофункциональностью использования.8 160 руб.